Федеральный закон «об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 08.11.2007 n 257-фз (ред. от 02.07.2021)

Понятие «дорога»

Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной.

Автомобильная дорога — это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.

Железная дорога — это транспортный проезд, состоящий из закрепленных рельсов, по которым передвигаются пассажирские и грузовые поезда.

Категории железных дорог определяются сводом правил 119.13330.2012 (обновленной редакцией СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»), согласно которому ж/д линии и пути подразделяются на классы в зависимости от характера и размера осуществляемых по ним перевозок.

Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования

К федеральным автомобильным дорогам относятся:

  • дороги, которые соединяют Москву со столицами других сопредельных стран, а также с административными центрами регионов РФ;
  • дороги, которые входят в перечень международных автодорог согласно международным соглашениям России.

К транспортным путям федерального значения могут относиться также проезды:

  • соединяющие административные центры регионов РФ между собой;
  • подъездные пути, которые соединяют федеральные дороги ОП, и транспортные узлы, которые имеют международное значение, а также спец.объекты федерального значения;
  • подъездные пути, которые соединяют административные центры регионов России и не имеют автодорог общего пользования, объединяющих соответствующий административный центр региона РФ со столицей страны, и ближайшие порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы/станции.

Список федеральных транспортных путей общего пользования установлен Постановлением Правительства номер 928 от 17.11.2010 года «О перечне автодорог ОП федерального значения».

ФЗ, устанавливающий классификацию автомобильных дорог

Категории автомобильных дорог в Российской Федерации утверждены ФЗ номер 257 от 08.11.2007 года. Целями данного правового источника являются:

  • определение основ функционирования автодорог, использования их, осуществления дорожных работ в интересах пользователей ими, собственников данных дорог, государства, муниципальных образований;
  • обеспечение сохранности и развития дорог, улучшения их техсостояния;
  • содействие внедрению новейших технологий в области дорожной деятельности;
  • улучшение инвестиционного климата в рассматриваемой сфере;
  • усовершенствование гос.управления в части дорожных работ;
  • обеспечение добросовестной и эффективной конкуренции в области дорожной деятельности;
  • интеграция автодорог в международную сеть транспорта.

ФЗ об автомобильных дорогах

Федерального законодательства № 257

Что за закон

Законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся дорог в России, ставит перед собой следующие цели:

  • Установление правил по эксплуатации, использованию автомобильных дорог, в интересах лиц, которые ими пользуются. К таким лицам относятся не только собственники транспортных средств, но и муниципальные образования;
  • Управление дорожно-транспортной деятельностью;
  • Осуществление сохранности и развития дорог, а также их улучшение;
  • Внедрение новых технологий.

Само законодательство основывает свою деятельность на Конституции РФ. Указанные в ФЗ отношения дополнительно могут регулироваться Указами Президента России.

Важно! Нормативные акты субъектов России должны соответствовать нормам данного законодательства.

Что регулирует

Тогда положениям статей Федерального Закона, к основным вопросам, которые он регулирует, относятся общественные отношения, связанные с использованием дорог, относящихся к территории России.

В качестве объекта в данном случае выступает дорожная деятельность. Предмет отношений сами дороги. Также законодательство касается и платных дорог. Данный контент введен с целью обеспечения развития и благоустройства, реконструкции. Платные дороги существуют для общего пользования. Что в данном случае устанавливает законодательство:

  • Платный проезд может быть только в том случае, если существует бесплатная альтернатива по иным путям;
  • Решение о введении платных путей может быть принято только в отношении дорог, которые находятся на стадии завершающегося строительства или реконструкции.

Основные положения

  • Общая сфера деятельности нормативного акта;
  • Цели, которых придерживается закон;
  • Разъяснение понятий и терминологии, применяемой в ФЗ;
  • Что представляет собой само законодательство;
  • Классификация;
  • К чьей собственности относятся;
  • Дороги оборонного значения;
  • Наименование и индикационные номера;
  • Как исчисляется протяженность;
  • Государственный реестр.

Значимость на момент принятия

Поскольку автомобильные дороги являются неотъемлемой частью и единым элементом с Российской территорией, они имеют достаточно значимое значение. От уровня и состояния путей зависит многое, в том числе и экономическое развитие страны. Также надлежащее обслуживание и регулирование данного вопроса способствует развитию предпринимательской деятельности, повышению уровня жизни населения в целом и обеспечением безопасности дорожного движения.

Принятие 257 закона обусловило необходимость коррекции нормативно-правового регулирования отрасли дорожного хозяйства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом, несмотря на то, что закон вступил в силу более 10 лет назад (в 2008 году), многие регионы на протяжении длительного времени не могли создать единую базу нормативно-правового регулирования дорожного вопроса.

Основным плюсом данного нормативного акта является то, что у работников дорожный структур и самих пользователей появился инструмент, содержащий конкретный формулировки. В особенности если сравнивать с предыдущими законами, чьи статьи зачастую противоречили друг другу.

Обзор документа

Государственные юридические бюро наделены правом направлять в органы и организации официальные обращения о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Ответ должен быть дан в письменной форме в 30-дневный срок со дня получения запроса. Это срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением бюро. Требования к форме и порядку направления запроса установит Минюст. Закреплен перечень случаев, когда в предоставлении сведений может быть отказано. Например, если запрашиваемые данные отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Суть федерального закона

Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой в третьем чтении 18 октября 2007 года и одобрен Советом Федерации 29 октября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 8 ноября 2007 года.

ФЗ-257 регламентирует порядок использования автомобильных дорог, включая платные трассы, а также особенности осуществления дорожной деятельности на территории Российской Федерации. Настоящее законодательство действует на все автомобильные дороги в РФ, независимо от их назначения и форм собственности.

Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности преследует следующие цели:

  • обеспечение основных требований для использования автомобильных дорог и их качественного функционирования в интересах пользователей и собственников;
  • улучшение госуправления в сфере дорожной деятельности;
  • соблюдение целостности автодорог, их развития и технического совершенствования;
  • внедрение передовых технологий в область дорожной активности и их национальная стандартизация;
  • наблюдение за эффективной и здоровой конкуренцией на рынке дорожных услуг и работ;
  • расширение возможностей для инвестиций в сферу использования автодорог и работ на них;
  • интеграция автомобильных путей в международную транспортную сеть.

Фз-257 состоит из 11 глав, заключающих в себя 63 статьи. Краткое содержание законодательного акта:

  • Глава 1 — Общие положения — описывает область применения текущего закона, его цели, основные термины, а также классифицирует автомобильные пути и формы их собственности;
  • Глава 2 описывает полномочия государственных, федеральных, муниципальных и местных органов управления, а также субъектов РФ в сфере использования автомобильных путей и дорожной деятельности;
  • Глава 3 — Дорожная деятельность — устанавливает порядок планирования и осуществления дорожных работ, а также ремонт и прокладку новых автомобильных и железнодорожных путей;
  • Глава 4 — Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения дорог — предусматривает правила предоставления территорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности для прокладки новых транспортных сетей и условия проведения указанных работ;
  • Глава 5 — Использование автомобильных дорог — устанавливает правила использования транспортных путей, права и обязанности их пользователей, а также порядок установки определённых ограничений в передвижении и особенностей перемещения тяжёлых транспортных средств;
  • Глава 6 — Финансирование дорожной деятельности — предусматривает порядок предоставления финансовых средств на проведение дорожных работ федерального и местного значения;
  • Глава 7 — Использование платных автомобильных дорог и дорог, содержащих платные участки — описывает правила прокладки указанного типа путей, предоставления проезда по ним, способы оплаты и предусмотрение льгот для отдельных лиц и видов транспорта;
  • Глава 8 — Особенности осуществления дорожной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения, состоящая лишь из одной статьи, предусматривает порядок проведения автомагистральных работ в федеральных субъектах на государственном и местном уровнях;
  • Глава 9 — Международное сотрудничество Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности — устанавливает правила, способствующие международной интеграции автотранспортных сетей;
  • Глава 10 — Ответственность за нарушение закона Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности — предусматривает меры наказания за несоблюдение положений текущего законодательного акта;
  • Глава 11 — Заключительные положения — охватывает перечень изменений других законов, относящихся к использованию и строительству дорожных путей.

Смотрите здесь о последних изменениях в законе об обороте земель сель-хоз назначения.

Статья 41. Право льготного проезда или проезда без взимания платы по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог

1. От платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются:

1) транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);

2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

3) транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;

4) иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, платными участками автомобильных дорог, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог или публичным партнером в случае, если в отношении платной автомобильной дороги, платного участка автомобильной дороги заключены соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве и такая автомобильная дорога, такой участок автомобильной дороги находятся в собственности частного партнера.

2. Собственник платной автомобильной дороги, автомобильной дороги, содержащей платные участки, вправе принять решение о предоставлении права льготного проезда транспортных средств по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги отдельным категориям пользователей платной автомобильной дорогой, платными участками автомобильной дороги и в отношении отдельных категорий транспортных средств.

3. В случае использования платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения решение собственника платной автомобильной дороги, автомобильной дороги, содержащей платные участки, о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы транспортных средств по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги должно быть согласовано с концессионером, если концессионным соглашением не предусмотрено иное.

3.1. В случае использования на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве находящихся в собственности частного партнера платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, решение публичного партнера о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы транспортных средств по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги должно быть согласовано с частным партнером, если указанным соглашением не предусмотрено иное.

4. Владелец платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей платной автомобильной дорогой или платными участками автомобильной дороги, категории транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге или платным участкам автомобильной дороги, в случае, если это предусмотрено решением об использовании автомобильной дороги или участков автомобильной дороги на платной основе.

5. В случае использования платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения концессионер либо на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве частный партнер вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей платной автомобильной дорогой или платными участками автомобильной дороги, отдельные категории транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге или платным участкам автомобильной дороги, если иное не предусмотрено концессионным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве и в концессионном соглашении, соглашении о государственно-частном партнерстве, соглашении о муниципально-частном партнерстве отсутствуют положения, указанные в пунктах 5 — 7 части 3 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Пересечение автомобильных дорог железнодорожными путями

1. Устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее — железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

3. Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.

4. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды, расположенные на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды. Порядок оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, порядок обеспечения обслуживания указанных специальных технических средств, а также порядок передачи информации о выявленных с помощью указанных специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Классификация в зависимости от скоростного режима

Классификация дорог по категориям в зависимости от условий доступа на них транспорта и условий проезда по ним выглядит следующим образом:

  • автомагистрали;
  • скоростные автодороги;
  • обычные автодороги.

Автомагистрали — это автомобильные дороги, не предназначенные для автообслуживания прилегающих территорий, а также:

  • имеющие центральную разделительную полосу, которая не предопределена для движения по ней, и несколько проезжих частей;
  • не пересекающие на одном уровне иные авто и ж/д дороги, трамвайные пути, вело- и пешеходные дорожки;
  • въезд на которые возможен только при пересечении на разных уровнях с иными автодорогами, которые предусмотрены не чаще чем через каждые 5 км;
  • на проезжих частях которых запрещено останавливаться;
  • оборудованные специальными площадками для стоянок и отдыха.

Автомагистрали обозначаются специальными знаками.

Скоростные автодороги — это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрестки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.

Обычные автомобильные дороги — это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector