Примеры расчета соразмерной платы за сервитут (стоимости сервитута)
Содержание:
- Как платить налоги
- Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут
- Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872 Об отражении в бюджетном учете доходов от платы за сервитут
- Методика оценки сервитута
- Порядок оформления
- Расчет стоимости сервитута на земельный участок
- Как установить частный сервитут
- Как установить сервитут
- Как самостоятельно рассчитать стоимость сервитута?
Как платить налоги
Заключая соглашение по обременению, должна быть уплачена госпошлина за регистрацию данной бумаги. Но это далеко не единственный налог, который надо будет заплатить. Но кто его должен платить? Как правило, деньги выплачивает как сторона, которая заинтересована в сервитуте, так и владелец участка, где лежит данное ограничение.
После регистрации платится два вида налогов:
- На услугу;
- На доход.
Кроме того, в российском законодательстве предусматриваются такие типы налогообложения, после того как будет оформлен договор:
- Стандартный. Облагается прибыль, которая остаётся после всех расходов. Но поскольку в случае с сервитутом прибыли практически нет, и она рассчитывается соразмерной расходам и очень редко превышает их, то оплата налогов после того, как будет проведена регистрация сделки, окажется минимальной, если налог вообще придётся платить;
- Упрощённый. Это закрытая схема оплаты сервитута, потому пользоваться ею не так просто. Но она популярна и удобна, потому упрощённый налог пользуется спросом.
Тем не менее, налоги надо платить. Иначе будет судебное разбирательство не только между сторонами сделки, но и с налоговой инспекцией. Исходя из чего придётся платить не только госпошлину за суды, но и штраф.
Обратите внимание: >Сервитут на землю сколько стоит
Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут
При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».
Установление размера платы при «частном» сервитуте
П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).
Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.
Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.
П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.
В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).
Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872 Об отражении в бюджетном учете доходов от платы за сервитут
29 января 2021
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо (далее — Запрос) и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Для учета доходов, раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее — СГС «Доходы»).
Пунктом 4 СГС «Доходы» определен закрытый перечень видов доходов, к которым не применяется данный стандарт. В указанном перечне отсутствуют доходы от предоставления земельных участков в сервитут. Учитывая, что в результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования соседним участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона — экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком), данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.
Из экономической сущности отношений, отражение в бюджетном учете доходов от платы за сервитут осуществляется согласно положениям СГС «Доходы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета.
Согласно обычаям делового оборота обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.
В соответствии с пунктом 7 СГС «Доходы» доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.
Следует отметить, финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.
Положениями пункта 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» закреплено, что при передаче объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) в бюджетном учете признаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) за весь срок пользования объектом учета аренды в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2020 N 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям (на всю сумму платежей, указанных в соглашении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту счета 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами».
Начисление доходов будущих периодов осуществляется в разрезе контрагентов, правовых оснований (в том числе договоров, соглашений, определений арбитражного суда о принятии иска к производству).
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта — http//www.minfin.ru.
Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
______________________________
* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Методика оценки сервитута
Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.
В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:
- Размер реального ущерба;
- Размер упущенной выгоды;
- Размер убытков.
На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:
- Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
- Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
- Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.
Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.
На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».
Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:
Наименование подхода | Сравнительный | Затратный | Доходный |
Общая идея | Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута. | Стоимость сервитута определяется на основе:
· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора. · Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута. |
Стоимость сервитута определяется на основе:
· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок. · Платы за ограничение использования собственником земельного участка. |
Реализуемость на практике | В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено. | Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами. |
Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода
Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам
Порядок оформления
Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:
- Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
-
При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.
В этой ситуации необходимо предоставить ряд доказательств того, что использование чужих земель обязательно. На регистрацию заявки уходит 1 рабочий день, на полное оказание услуги – до 44 дней. Если владелец земли не хочет предоставлять ее для удовлетворения нужд инициатора, то выдача сервитутного права осуществляется через суд.
- Документы подаются в уполномоченный орган по месту нахождения предмета договора.
- Регистрация сделки в Росреестре.
Какие потребуются документы?
Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:
- паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
- письменное уведомление собственника;
- официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
- заявление на оказание услуги.
Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:
- паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
- цели и основания выдачи сервитутного права;
- кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
- права и обязательства владельца и сервитуария;
- наличие оплаты с указанием суммы;
- период действия договоренности.
Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.
Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.
Как составить заявление, где взять образец?
Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:
- паспортные и контактные данные участников;
- предмет сделки – земельный участок;
- взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
- сроки;
- дополнения или иные условия при необходимости.
При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).
Регистрационные действия
Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.
Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:
- заявление на оказание услуги;
- паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
- кадастровые документы ЗУ;
- межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
- свидетельство о праве собственности на ЗУ;
- выписка из Росреестра;
- документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.
Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.
Время и цена оказания услуги
Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.
Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:
- 1500 руб. для физлиц;
- 6000 руб. для юрлиц.
Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.
Расчет стоимости сервитута на земельный участок
Исходя из вышеуказанной информации владелец участка, подвергнувшийся обременению со стороны частного лица или государственного органа, может рассчитывать на соизмеримую компенсацию. Это обусловлено тем, что на протяжении всего срока действия сервитута он будет вынужден отделить часть участка либо вовсе переселиться в другое место, если его жилище будет снесено.
Многие жители страны не понимают, за что именно необходимо вносить плату, и как ее рассчитывать. Все очень просто: компенсация должна быть прямо пропорциональна доставленным неудобствам владельцу участка, а также покрывать расходы на его возможное восстановление в будущем.
Чтобы не возникало дополнительных вопросов, необходимо сразу в договоре прописывать все пункты, как того требует закон. А именно: стоимость земли в этом регионе, занимаемая площадь всего участка либо его части, срок действия сервитута, а также компенсационный ущерб за его использование. В отдельных случаях необходимо прописать сроки погашения выплат, а также возможные дополнительные обстоятельства, которые могут скорректировать сумму оплаты.
Естественно, имея большой участок земли, человек может постараться обмануть заемщика и потребовать завышенную сумму, не обсудив этого с человеком. Такие случаи существуют, однако по закону сумма оплаты должна только покрыть причиненный ущерб и не более того. В остальных случаях сумму можно завысить, но только если на это согласиться вторая сторона договора.
Например, вы желаете получить у соседа часть земли сельскохозяйственного назначения, тогда он вправе рассчитывать стоимость сервитута с учетом стоимости земли и упущенной выгоды. И также сумма должна покрыть реальный ущерб, который будет причинен участку во время его использования. И также существуют дополнительные факторы, которые встречаются как в частной, так и в публичной практике. Часть земли сдается в аренду, однако урожай, находившийся на ней, не был собран, следовательно, выгода упущена. Владелец участка вправе потребовать дополнительной выплаты за утраченную выгоду.
Такие факторы не должны удивлять лиц, которые подписывают договор о сервитуте, ведь они давно предусмотрены законодательством, следовательно, имеют место на практике.
Как установить частный сервитут
право собственности на участок
Данный тип обременения устанавливается через заключение между лицами соглашения либо при наличии спора – через суд. Цели соглашения могут быть следующие:
- обеспечение возможности проезда и передвижения по участку. Например, соседний участок не имеет подъезда, так как окружён водоёмом или непроходимой местностью, но используется для ведения сельского хозяйства. Сосед должен обеспечить не только проход, но и проезд сельскохозяйственной техники;
- установление доступа к земле для прокладки и последующего обслуживания коммуникаций. Это могут быть трубы для водоснабжения, электрические кабели и так далее;
- удовлетворение иных потребностей, так или иначе связанных с осуществлением права собственности.
Требовать установления сервитута может лицо с любыми правами на участок, в том числе арендатор, а вот обращаться он должен только к собственнику участка, касательно которого обременение будет устанавливаться.
Чаще всего обременение устанавливается на соседний участок, но в исключительных случаях может касаться и земли, располагающейся рядом с соседними.
Порядок установления обременения следующий:
- Заинтересованное лицо обращается к собственнику для переговоров об установлении сервитута. Переговоры могут носить как устный, так и письменный характер.
- Стороны заключают соглашение. Документ должен отражать все необходимые данные, начиная от реквизитов сторон и заканчивая размером компенсационных выплат.
- Соглашение регистрируется в Росреестре.
Скачать соглашение об установлении сервитута на земельный участок (образец)
Независимо от вида сервитута, без государственной регистрации ограничение не будет считаться установленным, так как любая сделка с недвижимостью регистрируется именно в таком порядке. Однако, нотариальное удостоверение не обязательно.
Если договориться не удалось
Заявление подаётся по месту нахождения земельного участка. Иск обязательно должен содержать следующую информацию:
- реквизиты всех сторон, включая суд;
- наименование заявления;
- подтверждение наличие прав заявителя на участок;
- подтверждение необходимости установления ограничения (наличие препятствий для пользования участком и доказательства этого) и возможные условия ограничения;
- просьба к суду об установлении ограничения;
- список приложений.
Скачать исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок (образец)
Чаще всего сервитут устанавливается с определением компенсационной выплаты. Её размер рассчитывается в каждом случае индивидуально, в зависимости от обстоятельств.
К исковому заявлению нужно приложить:
- документ, подтверждающий личность заявителя, например, паспорт;
- документы, подтверждающие право на землю, например, выписка из ЕГРН, договор аренды и так далее;
- кадастровый план;
- выписка из ЕГРН, содержащая сведения о владельце соседнего участка;
- расчёт предлагаемой компенсации, если он указывается;
- доверенность, если от заявителя выступает иное лицо;
- другие документы, подтверждающие правовую позицию заявителя.
Суд в ходе рассмотрения иска определит возможность и необходимость установления обременения. Для этого заявителю придется доказать, что иначе воспользоваться своим правом он не сможет или иной порядок существенно это усложнит.
После получения на руки судебного решения об установлении сервитута, нужно будет получить его заверенную копию и обратиться с ней в отделение Росреестра для проведения государственной регистрации обременения.
Как установить сервитут
Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.
Законом определено три способа наложения обременения:
- по добровольному согласию землепользователей;
- на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
- по судебному решению.
Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.
Как налагается публичный сервитут
Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.
Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:
- Подача заявления в органы местного самоуправления.
- Объявление и проведение подробного публичного слушания.
- Принятие решения администрацией муниципального образования.
- Подписание нормативного акта.
- Регистрация документа в Росреестре.
Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.
Как оформляется частный сервитут
Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:
- Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
- Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
- Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
- Обременение регистрируется в органах Росреестра.
Пункты договора включают:
- личные данные сторон;
- характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
- цели использования;
- размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
- срок действия;
- цена и способ оплаты;
- порядок эксплуатации надела;
- обязанности сторон.
Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.
Какие документы необходимо представить
Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.
Перечень необходимых бумаг включает:
- заявление на госрегистрацию;
- копия удостоверения личности заявителя;
- документы, подтверждающие право собственности на землю;
- соглашение владельцев или решение суда;
- кадастровый план;
- квитанция оплаченной госпошлины.
При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.
Как самостоятельно рассчитать стоимость сервитута?
Для определения стоимости сервитута используется принцип, основанный на выявлении утраты, которая соответствует обременению. Расчёт цены производится по следующей формуле:
(РС х ПО) х СУ + УВ +РУ, где:
РС – рыночная стоимость 1 кв. м. участка, соответствующая цене в регионе (районе, поселении и т. п.);
ПО – площадь обременения, в соответствии с размером площади земли, на которую распространяется действие сервитута;
СУ* – степень убытков, которая соответствует размеру обременения;
УВ – упущенная выгода, которую мог получить правообладатель при эксплуатации участка;
РУ – реальный ущерб, который понесёт правообладатель из-за установления сервитута.
*Степень обременения бывает ничтожной, в таком случае она равна 0% и может увеличиваться до полной (100%), при которой правообладатель не может пользоваться участком. При полной степени обременения владелец имеет право обратиться в суд за решением вопроса о возможности установления сервитута, так как это лишает его возможности использования земли в соответствии с её целевым назначением. Это право предусмотрено 2 пунктом 274 статьи ГК России, по которой владелец не должен лишаться прав на распоряжение участком.
Что входит в СУ?
Степень убытков (СУ) включает в себя следующие факторы (уровень убытка):
- СОП – степень ограничения пользования;
- ИИ – интенсивность использования;
- СВ – степень влияния на право распоряжения недвижимостью.
Стандартный шаг изменения значения, используемый оценщиками – 25%. Соответственно выделяют пять факторов риска:
- Ничтожный – 0%. Размер обременения незначителен по отношению к общей площади участка.
- Умеренный – 25%. Размер обременения покрывает менее половины площади участка.
- Средний – 50%. Размер обременения равен половине площади участка.
- Повышенный – 75%. Размер обременения более половины площади участка.
- Полный – 100%. Размер обременения покрывает весь или почти весь участок.
Как рассчитывается УВ?
Упущенная выгода (УВ) рассчитывается из разницы между размером выгоды, получаемой правообладателем при эксплуатации и размером выгоды, которую он получит после установления сервитута.
Как рассчитывается РУ?
Реальный ущерб (РУ) рассчитывается из разности между стоимостью земельного участка без обременения и при установлении сервитута.
Пример: правообладатель владеет участком 10 соток, рыночная стоимость которого равна 500 тыс. руб. (50 тыс. руб. за сотку). После установления сервитута цена земли падает до 400 тыс. руб. (40 тыс. руб. за сотку). Соответственно, РУ равен 100 тыс. руб.