Регламентация обязательного общественного обсуждения закупок по статье 20 44-фз
Содержание:
- Как провести очные слушания
- Обязательные общественные обсуждения закупок по нормам 44-ФЗ: порядок и сроки проведения
- Организаторы и инициаторы
- В каких случаях оно не проводится
- Размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков.
- Требования к участникам должны быть обоснованными.
- Основныеположения
- Пошаговый порядок организации и проведения
- Вопросы, решаемые на публичных слушаниях
- Кто проводит, и кто принимает участие в общественном обсуждении закупок
- Поправки вЗакон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020
Как провести очные слушания
В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.
Процесс проходит так:
- участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
- отвечают и поясняют.
ВАЖНО!
Не забудьте включить аудиозапись.
Обязательные общественные обсуждения закупок по нормам 44-ФЗ: порядок и сроки проведения
— Общие положения об обязательном общественном обсуждении закупок — Условия и сроки проведения обязательного общественного обсуждения — Субъекты обязательного общественного обсуждения — Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок — Первый этап обязательного общественного обсуждения — Второй этап обязательного общественного обсуждения
При этом отдельным закупкам законодательство о контрактной системе уделяет особое внимание, например, требует проведения дополнительной процедуры — общественного обсуждения закупки. В справочном материале рассмотрены вопросы о том, кто из заказчиков и в каких случаях обязан проводить общественное обсуждение закупок, кто может в нем участвовать, а также порядок действий заказчика при проведении такой процедуры
В справочном материале рассмотрены вопросы о том, кто из заказчиков и в каких случаях обязан проводить общественное обсуждение закупок, кто может в нем участвовать, а также порядок действий заказчика при проведении такой процедуры.
Справочная информация поможет заказчику безошибочно провести общественное обсуждение закупки в установленные сроки и не допустить привлечения к административной ответственности и срыва закупки.
Общие положения об обязательном общественном обсуждении закупок
Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Общие случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Случаи и порядок общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд также могут быть установлены законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Штраф! Непроведение обязательного общественного обсуждения закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. рублей (ч. 3 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях — далее КоАП РФ).
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».
Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена. После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.
Приносим извинения за вынужденное неудобство.
Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru
Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим. В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.
Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.
Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.
Организаторы и инициаторы
В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:
- граждане, которые проживают в границах МО;
- представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
- глава администрации МО.
В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:
- письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
- правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
- предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
- дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
- другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.
Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.
В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.
В каких случаях оно не проводится
Из этого правила есть несколько исключений, указания на которые содержатся в п. 1 Постановления Правительства № 1635. Так, обсуждению не подлежат «миллиардные» закупки, если они:
- осуществляются в рамках государственного оборонзаказа;
- проводятся с использованием закрытых способов отбора поставщиков (ст. 84 44-ФЗ);
- направлены на проведение работ по капитальному строительству, реконструкции, ремонту, стоимость которых согласно ч. 2 ст. 63 44-ФЗ не превышает 2 млрд руб.;
- проводятся повторно после несостоявшегося конкурса или аукциона по основаниям, изложенным в ч. 4 ст. 71 44-ФЗ.
Размещение в ЕИС информации о реализации планов-графиков.
В настоящий момент размещение в ЕИС какой-то отдельной информации о реализации планов-графиков не предусматривается. Если, конечно, не считать последнюю измененную версию плана-графика неким документом, отражающим фактические параметры осуществления запланированных закупок. В течение 2017 года возможно появление новых федеральных нормативных правовых актов или новых положений в существующих нормативных правовых актах, которые определят требования к данной информации и порядок ее размещения в ЕИС, в том числе сроки. Если эти правила появятся, то заказчики должны будут использовать их при размещении в ЕИС информации о реализации планов-графиков за 2017 года.
Также отметим, что с 01.01.2017 при формировании отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в специальной графе отчета «Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика)» необходимо указывать причину несоответствия фактического значения того или иного показателя (даты начала исполнения контракта, даты окончания исполнения контракта и т. д.) и значения показателя, предусмотренного планом-графиком.
Требования к участникам должны быть обоснованными.
При изучении требований к участникам закупки общественным контролерам рекомендовано обратить внимание на необоснованные квалификационные и иные завышенные требования. Например, при размещении заявки на оказание услуг по производству презентационного ролика в требованиях было указано, что диктор, который будет участвовать в исполнении заказа, должен иметь высшее профессиональное образование по специальности
Однако в России не существует высшего профильного образования по специальности диктор. Следовательно, заказчик предъявил к участникам необоснованные требования.
В качестве пояснения – стихотворение Георгия Остера:
Если вы заказчик и в подрядчики
Выбрали, к примеру, Никанорыча,
Своего усатого приятеля.
Вам в документации закупочной
Надо твердо указать, что в конкурсе
Может только тот принять участие,
У кого висят усы моржовые
И кто сможет показать, что в паспорте
Отчество имеет Никанорович.
Основныеположения
Для начала стоит познакомиться с основными положениямифедерального законодательного акта №44. Действующими лицами в системегосзакупок выступают заказчики (получатели) и поставщики (подрядчики).
Заказчиками выступают муниципальные бюджетные и государственныеучреждения, поставщиками могут быть любые юридические и физические лица, в томчисле и ИП.
К подрядчику предъявляется ряд требований:
- отсутствие неснятой судимости по экономическим правонарушениям;
- задолженности по налогам быть не должно;
- исключается аффилированность с заказчиком.
Не допускается работа с продавцами, находящимися в процесселиквидации или объявленными банкротами. Дополнительно получатель можетудостовериться в том, что подрядчик не был занесен в реестр недобросовестныхпоставщиков.
Схема работы госзакупок:
- заказчик составляет план закупок и публикует его на сайте ЕИС;
- в извещении указывается информация о товаре (услуге) и начальнаямаксимальная цена контракта (НМЦК);
- потенциальные поставщики подают заявки, предлагая свои условия;
- при подаче заявке подрядчик вносит обеспечительный взнос, егоразмер определяется заказчиком и может составлять от 0,5 до 5% от максимальнойсуммы контракта (компаниям, проигравшим торги, платеж возвращается);
- по итогам торгов определяется победитель, предложивший самыевыгодные условия;
- с победителем заключается контракт.
Заказчик при выборе победителя ориентируется не только нацену, учитывается качество товара и другие значимые нюансы.
Пошаговый порядок организации и проведения
Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.
Этап №1. Назначение мероприятия
Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:
повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
дата начала и место проведения мероприятия
Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.
Этап №2. Подготовка
Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.
Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.
Этап №3. Проведение публичных слушаний
Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.
Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.
Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.
Этап №4. Подведение итогов мероприятия
Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.
Вопросы, решаемые на публичных слушаниях
К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.
Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:
Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав
Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету
При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.
Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.
- Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.
Кто проводит, и кто принимает участие в общественном обсуждении закупок
Обсуждение проводят заказчики и иные лица проводящие закупки по 44-ФЗ. К ним государственные и муниципальные заказчики, бюджетные и автономные учреждения, юрлица с госучастием, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В качестве оппонентов в общественном обсуждении могут принять участие все желающие – любые физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, представляющие государственные органы, местное самоуправление, общественные организации. Чтобы стать участником обсуждения, необходимо зарегистрироваться в ЕИС в специальной вкладке.
Регистрация в ЕИС участника общественного обсуждения
Поправки вЗакон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020
Часть поправок вступает в силу с 1 апреля 2020 года. Из ФЗ№44 с комментариями и дополнениями 2020 года полностью исключено понятие «планзакупок». Будет устранен ступенчатый контроль из ЕИС. Планы-графики с апрелябудут проверять по двум параметрам:
- соответствие данных об идентификационных кодах закупок (ИКЗ);
- непревышение объемов финансового обеспечения для проведениязакупок.
Будут внесены изменения в порядок проведения проверокКазначейства, финансовых органов в регионах государственными внебюджетными фондами.Органы будут контролировать:
- не превышение объема утвержденных лимитов финансового обеспеченияиз плана-графика;
- соответствие данных об ИКЗ.
Эти изменения зафиксированы в № 71-ФЗ от 01.05.2019. Кроме того, 17.02.2020 года было анонсирована подготовка нормативного акта, в котором будут прописаны особенные условия проведения государственных закупок в республике Крым и городе Севастополь. Подробности об изменениях пока не озвучены, но вступить в силу они должны с 1 апреля 2020 года.