Как оформить сервитут?

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено (
).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом (
).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен (
,
).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут (
).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон (
).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд. Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (
). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (
).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (
).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении (
).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (
,
).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков (
).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок (
,
). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

Что такое публичный сервитут?

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта. Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Публичный и частный сервитуты — отличия

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта. К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

Что к публичным сервитутам в городах не относится?

Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты:

  1. линии электропередач;
  2. опоры линий электропередач (столбы);
  3. подвод газа к участкам;
  4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
  5. канализационные трубы.

Они ограничивают использование земельного ресурса.

В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

Как оформляется сервитут?

Как правило инициатором установления сервитута являются те, кто хочет его оформить надлежащим образом и пользоваться земельным участком.

Заинтересованными в пользовании землей могут быть как частные лица, так и государственные органы. Для начала необходимо обратиться к собственнику напрямую. Вполне возможно, что он согласиться подписать договор на добровольной основе.

Можно решить проблему в судебном порядке. Истец должен обратиться с претензией в органы местного муниципалитета, который и перенаправит дело в судебные инстанции. Для этого истец обязательно должен подтвердить невозможность решения проблемы без установки сервитута. Без подобного рода доказательств суд может отклонить требование.

Собственник участка в этом случае может получить денежную компенсацию с учетом понесенных им убытков. Размер выплат устанавливается судом и может быть, как одноразовым, так и за определенный период времени. После подписания соглашения сервитут регистрируют в ЕГРН.

Еще один способ наложения сервитута – законодательный. В этом случае государство готовит нормативные документы и накладывает определенные ограничения на участок.

В некоторых случаях наличие подобных ситуаций существенно мешает собственнику земли. Например, когда тропинкой, идущей по участку, может пользоваться неограниченный круг лиц. Из судебной практики известно, что ограничить сервитут подобного рода очень сложно, так как суд учитывает интересы большинства.

Также на участке может быть размещено чужое имущество и собственник может осуществлять строительные работы только на определенном расстоянии от него.

Виды сервитута и их отличия

В зависимости от статуса сторон устанавливаются те или иные виды сервитута. Сторонами процедуры являются:

  1. Обладатель сервитута — лицо, получившее в пользование часть ЗУ. В договоре определяется как Пользователь.
  2. Держатель сервитута — лицо, участком которого уполномочен пользоваться обладатель сервитута. Определяется как Собственник.

Вид обременения зависит от того, кем является обладатель сервитута. Он может действовать:

  • в собственных имущественных интересах как физическое или юридическое лицо;
  • в интересах граждан населённого пункта как должностное лицо, представитель администрации.

Принято выделять две основных его разновидности: частный и публичный. Каждая разновидность может различаться по формам образования.

Частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в индивидуальном порядке путём соглашения между частными лицами либо между владельцем ЗУ и организацией, проводящей специальные работы или установившей на участке свой объект. В отдельных случаях назначается решением суда.

Такое взаимодействие напоминает совместное владение участком или аренду его части. Но эти формы права нельзя путать, по сути они совершенно различны. В случае обременения всегда выявляется причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворения другим.

В остальном сервитут может иметь особенности, связанные с сопутствующими обстоятельствами, а также различаться по форме:

  • в соответствии с категорией земель и их целевым назначением, например, промышленным и сельскохозяйственным;
  • по виду обременения. Например, устанавливается ли сервитут на какой-либо срок или является бессрочным;
  • получает ли собственник за него оплату или нет.

Может возникнуть вопрос, связанный со смыслом добровольного безвозмездного обременения. На первый взгляд это кажется невыгодным для собственника ЗУ. Но ответ прост: зачастую при обработке земель симбиоз интересов собственников может привести к взаимовыгодному сотрудничеству. Например, один владелец участка установил на своей земле водоём. Но чтобы не занимать слишком большую территорию своего надела, он может договориться о том, что его соседи предоставляют ему в пользование часть своих земель безвозмездно, взамен чего получают право пользоваться водоёмом. Таких примеров можно привести достаточно много. Главное, чтобы такие действия и договорённости оформлялись официально, тогда впоследствии не возникнет споров и разногласий, если сменится владелец участка или появятся новые непредусмотренные обстоятельства.

Публичный сервитут

Публичный сервитут отличается тем, что устанавливается по инициативе граждан населённого пункта, обратившихся в местную администрацию с соответствующим ходатайством. Или по усмотрению самой администрации. В отличие от частного обременения, публичная форма может устанавливаться только специальной административной комиссией на открытых публичных слушаниях. По результатам этих слушаний, оформленных протоколом, принимается решение об обременении.

Различается публичный сервитут по следующим формам:

  1. Когда установлен на землях поселений, он называется городским (поселковым).
  2. Если устанавливается в земельных массивах сельхозназначения для прогона скота, прохода к воде и по идентичным причинам, которые невозможно решить без обременения, называется предиальным.

По преимуществу публичный вид пользования участком не предусматривает оплату. Так как он не устанавливается без нужды, и здесь задействованы интересы населения, которому требуется пользоваться частью территории собственника. Например, если территория завода огорожена забором, что лишает граждан тропинки вдоль него, или тротуара возле проезжей части. Такая ситуация может возникнуть и при приватизации рекреационных зон за счёт их перевода в другую категорию, что может лишить население зон отдыха, сквера или парка.

Решение вопроса по публичному сервитуту проходит на слушаниях

Однако по требованию землевладельца оплата может предоставляться в том случае, если после назначения обременения существенно усложнилось пользование землёй. Оплата может поступать от администрации по её решению, принятому на публичных слушаниях. Но п. 7 статьи 23 ЗК РФ, который регулировал установление такой оплаты, утратил силу с 1.04.2015. Поэтому администрация может отказать в оплате. В этом случае оплата может устанавливаться, если собственник выдвинул исковое требование и его удовлетворил суд.

Для каких целей может устанавливаться сервитут, когда его установление не допускается

Сервитут может устанавливаться, когда требуется выполнить ряд действий для входа на участок землевладельца или временно занять участок полностью. Перечень таких ситуаций отражается в статье 23 Земельного кодекса и является весьма обширным, включая в себя:

  • проход или проезд через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • использование земель в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на нём межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ;
  • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использование земель в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временное пользование участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Необходимость провести электричество — повод для сервитута

Кроме перечисленного, могут встретиться другие ситуации, когда владельцу имущества или должностному лицу придётся лично договариваться с владельцем надела о том, чтобы получить от него право ограниченного пользования ЗУ. Перечень таких ситуаций может быть расширенным и включать в себя все виды деятельности, которые не противоречат законодательству.

Если лицу, притязающему на пользование участком собственника, было отказано, то вопрос решается в суде следующим образом:

  1. Когда существуют другие варианты решения его проблемы, ему предлагается их использовать, не притязая на земельную собственность владельца надела.
  2. Если действия, требующие обременения чужого надела, не являются обязательными, лицу отказывают в их проведении.
  3. Если работы действительно необходимы и обойтись без них нельзя, а также нет других вариантов их исполнения кроме обременения участка — сервитут устанавливается принудительно.

В некоторых случаях установление обременения рассматривается специальной комиссией и определяется в особом режиме.

Иногда установить сервитут нельзя, даже при условии согласия или ходатайства землевладельца. К таким случаям относятся ситуации полного занятия участка собственника без его согласия (100% обременение), что нарушает его имущественные права. Если это публичный сервитут, в данном случае речь скорее должна идти о выкупе ЗУ. То же касается случаев прохождения через участок таких линейных объектов, как:

  • линии передач;
  • линии связи;
  • подземного кабеля;
  • подземной или воздушной теплотрассы;
  • подземной или воздушной проводки газа.

В данном случае сервитут не устанавливается, если проведение линейного объекта или установление столба не препятствует использованию участка по назначению. Когда собственник ЗУ считает, что его права существенно нарушены, он вправе обратиться в суд и решать вопрос в индивидуальном порядке.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2018 года

Кроме того, что с 1 сентября статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, внесены и другие существенные изменения.

Земельный кодекс РФ дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях». В указанную главу вошли статьи, регулирующие порядок, цели, условия, сроки установления публичного сервитута, вопросы платы за установленный публичный сервитут и ряд других вопросов:

Глава V.7 Земельного кодекса РФ. «Установление публичного сервитута в отдельных целях»:

  • Цели установления публичного сервитута (статья 39.37 ЗК РФ);
  • Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута (статья 39.38 ЗК РФ);
  • Условия установления публичного сервитута (статья 39.39 ЗК РФ); 
  • Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута (статья 39.40 ЗК РФ);
  • Ходатайство об установлении публичного сервитута (статья 39.41 ЗК РФ);
  • Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ);
  • Решение об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ);
  • Отказ в установлении публичного сервитута (статья 39.44 ЗК РФ);
  • Срок публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ);
  • Плата за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ);
  • Соглашение об осуществлении публичного сервитута (статья 39.47 ЗК РФ);
  • Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ);
  • Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ);
  • Права и обязанности обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ).

Увеличение срока аренды земельного участка на срок установления на него сервитута 

Статья 39.8 ЗК РФ дополнена пунктом 12.1 в соответствии с которым:

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута…

Рекомендуемые по теме публикации:

Определение понятия сервитут (частный сервитут)

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

«Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года

Исковое заявление об установлении сервитута
Исковое заявление о прекращении сервитута
Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

В целях узаконивания публичного сервитута соблюдайте следующий алгоритм действий.

Подавайте обращение о необходимости выделения сервитута в уполномоченный орган

Согласно требованиям законодательства, инициаторами обременений на землю могут быть органы государственной власти (федеральные, региональные и муниципальные), а также граждане и юридические лица.

Подавайте обращение в тот государственный орган, в чьем ведении находится интересующий вас участок. Например, если у вас есть намерение образовать сервитут на землях, расположенных в муниципальном образовании (деревне, поселке городского типа, селе и т. д.), то подавайте обращение в местную администрацию.

В заявлении на установление сервитута указывайте:

  • месторасположение земельного надела, на котором предполагается установление сервитута;
  • в каких целях возникла необходимость установления обременений;
  • информацию о владельце участка;
  • круг лиц, в отношении которых предполагается установление сервитута.

В случае положительного решения вопроса об установлении обременений на участок в интересах неопределенного круга лиц в нормативном акте уполномоченного органа указывается период, в течение которого будет предоставлено право пользования наделом. Четко регламентированных сроков в данных обстоятельствах законом не предусмотрено.

Проводите публичные слушания

Общественные слушания назначаются для принятия решений по жизненно важным для большого количества людей вопросов.

Результат проведения публичных слушаний (общее решение) оформляется протоколом. В его содержании указывается перечень вопросов, по которым была собрана группа граждан, наличие кворума и итоговое решение.

Действующее законодательство не устанавливает требований по обязательному проведению общественных слушаний для возможности установления сервитута. Данный вопрос может также решаться в рамках подачи коллективного обращения в государственный орган, где все заинтересованные лица поставят свои подписи.

Договоренность о проведении обременения земельного участка в публичных целях может быть оформлена соглашением между собственником имущества и лицами, претендующими на получение сервитута. Также законодательством предусмотрена возможность предоставления сервитута исходя из содержания завещания собственника (владелец указал на необходимость предоставления сервитута определенной группе лиц или государственному органу).

В отдельных случаях, когда участники правоотношений по необходимости установления ограничений на землю не пришли к согласию, а уполномоченный орган затягивает процесс принятия решений, обращайтесь в судебные органы.

Документ, содержанием которого подтверждается право на возможность использования чужой территории (завещание, судебный акт, протокол о проведении публичных слушаний, соглашение участников сделки) предоставляйте в уполномоченный орган с целью издания официального нормативного акта об установлении сервитута.

В распоряжении государственного органа о выделении публичного сервитута указывается местонахождение участка земли, границы установленного обременения (если сервитут установлен только в части земельного надела), информация о владельце участка, период времени (если сервитут носит срочный характер) и целевое использование земли.

Право пользования земельным участком в рамках установленного сервитута возникает с момента внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Для завершения процедуры узаконивания сервитута (внесения изменений в ЕГРН) предоставьте следующие документы:

  • обращение о необходимости проведения регистрации;
  • квитанцию об оплате установленного размера госпошлины;
  • акт уполномоченного органа об установлении сервитута;
  • кадастровый план земельного надела;
  • нотариальную доверенность представителя граждан, заинтересованных в установлении сервитута.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector