Как мусульмане разводятся с женой по исламу

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса | Женщины, 130 аят).

Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.

Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.

Наделение жены правом на развод в маликитском мазхабе

Пишет аль-Хаттаб аль-Малики в «Мавахиб аль-Джалиль» 4/91-92:

قَالَ ابْنُ عَرَفَةَ … فِي التَّمْلِيكِ: الصِّيغَةُ كُلُّ لَفْظٍ دَلَّ عَلَى جَعْلِ الطَّلَاقِ بِيَدِهَا أَوْ بِيَدِ غَيْرِهَا دُونَ تَخْيِيرٍ كَقَوْلِهِ أَمْرُكِ بِيَدِكِ، وَطَلِّقِي نَفْسَكِ، وَأَنْتِ طَالِقٌ إنْ شِئْت، وَطَلَاقُكِ بِيَدِكِ، وَفِي الْمَوَّازِيَّةِ، وَغَيْرِهَا مَلَّكْتُكِ، وَفِي الْعُتْبِيَّةِ، وَلَّيْتُكِ أَمْرَكِ، ثُمَّ قَالَ: فِي التَّخْيِيرِ صِيغَتُهُ فِيهَا اخْتَارِي أَوْ اخْتَارِي نَفْسَكِ، وَرَوَى مُحَمَّدٌ أَوْ طَلِّقِي نَفْسَكِ ثَلَاثًا أَوْ اخْتَارِي أَمْرَكِ انْتَهَى.

Ибн Арафа насчет передачи жене права на развод говорил: «Смысл каждого выражения из этой категории указывает на предоставление не выбора, а самого развода в руки жены или кого-либо другого. Сюда относятся такие выражения, как «твое положение (дело) в твоих руках», «разведи себя сама», «ты разведена, если хочешь», «твой развод в твоих руках». В «аль-Маввазийя» и других книгах дополнение: «я дал тебе право (на развод)». В «аль-Утбийя»: «я даю тебе право решать твое дело». А что касается предоставления выбора, то оно в выражениях: «сделай выбор», или «выбирай свою свободу». Мухаммад также передал: или «разведи себя трижды», или «выбери решение насчет себя». Конец цитаты.

الْمُمَلَّكَةَ، وَالْمُخَيَّرَةَ إذَا أَجَابَتْ بِجَوَابٍ صَرِيحٍ فِي الطَّلَاقِ فَإِنَّهُ يُعْمَلُ بِهِ

Если та, которой передали право развода или предоставили право выбора, дала ясный ответ в пользу развода, то поступать положено в соответствии с ним.

وَأَمَّا إجَابَتُهَا بِلَفْظٍ يُشْكِلُ، فَلَا يُدْرَى أَرَادَتْ بِهِ الطَّلَاقَ كُلَّهُ أَوْ بَعْضَهُ أَوْ لَمْ تُرِدْ بِهِ شَيْئًا فَإِنَّهَا تُسْئَلُ

А если она ответила что-то невнятное, так что непонятно, имела ли она в виду полный развод, или частичный, или ничего такого не имела в виду, то ее следует расспросить.

Окончательный развод (талак)

Мужчина может давать жене развод (талак) три раза. При этом, после первого и второго развода он может вернуть её до истечения срока ‘идда, сказав ей фразу: «Я тебя возвращаю», — или другую, с очевидным смыслом, либо же возврат жены засчитывается посредством совершения интимной близости.

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

Примечательно, что для возвращения жены, срок ‘идда которой не истёк, её согласие не требуется.

Весь срок ‘идда женщина имеет право на проживание в доме мужа и на такое же содержание, как и прежде.

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ ​ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمْ ​ۖ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِن بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّآ أَن يَأْتِينَ بِفَٰحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ ​ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ ​ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُۥ

Если после первого или второго развода срок ‘идда истекает, и мужчина не возвращает женщину, то она считается окончательно разведённой, а бывший муж не имеет более перед ней каких-либо обязательств по содержанию.

ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِ ​ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَٰنٍ ​ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا إِلَّآ أَن يَخَافَآ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ

В таком случае, если бывшие супруги всё-таки вновь захотят заключить никах, то они должны будут полностью заново совершить всю процедуру: согласие опекуна, махр, присутствие двух свидетелей.

После такого воссоединения, ранее данные разводы (талак) остаются в силе и «не сгорают».

Например: мужчина дал талак женщине, срок ‘идда вышел и она стала окончательно разведённой. Позже бывшие супруги решили заключить никах заново. Если мужчина, после повторного заключения никах, вновь даст талак жене, то это уже будет второй (а не первый!) по счету развод.

Третий же развод всегда является окончательным. Женщина считается разведённой сразу после третьего талака, и срок ‘идда выжидать не нужно. При этом мужчина уже не имеет права ни вернуть свою жену, ни даже заключить с ней никах заново.

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُۥ ​ۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ ​ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

Примечательно, что вновь делает возможным никах женщины с предыдущим мужем только такое её замужество, в котором она вступает с новым супругом в интимную близость. Наглядно это положение разъясняет следующие хадисы.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) к посланнику Аллаха ﷺ пришла жена Рифа‘а аль-Курази и сказала (ему):

«О посланник Аллаха, поистине, Рифа‘а окончательно развёлся со мной , и после этого я вышла замуж за ‘Абд ар-Рахмана бин аз-Зубайра аль-Курази, однако оказалось, что он бессилен». (На это) посланник Аллаха ﷺ сказал ей

لَعَلَّكِ تُرِيدِينَ أَنْ تَرْجِعِي إِلَى رِفَاعَةَ، لاَ، حَتَّى يَذُوقَ عُسَيْلَتَكِ وَتَذُوقِي عُسَيْلَتَهُ

Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа‘а? Нет, (ты не можешь сделать этого,) пока не вступишь (с ‘Абд ар-Рахманом) в половую связь!» (Бухари 5260).

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: 

Посланника Аллаха ﷺ спросили о человеке, который дал своей жене развод, после чего она вышла замуж за другого и тот уединился с ней, а потом дал ей развод, не вступив с ней в половые отношения: дозволяется ли первому мужу посвататься к ней вновь?

Пророк ﷺ сказал:

لَا تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ حَتَّى تَذُوقَ عُسَيْلَةَ الْآخَرِ، وَيَذُوقَ عُسَيْلَتَهَا

Она не становится дозволенной для первого мужа, пока не познает сладость другого и он не познает её сладость»» (Абу Дауд 2309).

Важно отметить, что намеренное заключение временного никах с целью совершения интимной близости с женщиной, а затем развода с ней и последующего её возврата к предыдущему мужу, является тяжким грехом и игрой с религией. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لعن الله المحل والمحلل له

Аллах проклял того, кто делает разведённую женщину дозволенной для своего бывшего мужа и того, для кого он делает дозволенной (его бывшую жену)!» (Ибн Маджа 1936, Хаким 2/198, Байхакы 8/207).

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Решения ученых ханбалитского мазхаба о наделении жены полномочиями на осуществление развода

Поясняет Мансур аль-Бухути аль-Ханбали в «Дакаик ули ан-нуха» 3/77-78:

(وَإِنْ قَالَ) لِزَوْجَتِهِ (طَلِّقِي نَفْسَكِ كَانَ لَهَا ذَلِكَ) أَيْ: طَلَاقُ نَفْسِهَا

Если муж скажет жене: «Разведи себя сама», — она будет иметь право на развод самой себя.

(وَيَبْطُلُ) تَوْكِيلُ زَوْجَةٍ أَوْ غَيْرِهَا فِي طَلَاقِهَا (بِرُجُوعِ) زَوْجٍ عَنْهُ وَبِمَا يَدُلُّ عَلَيْهِ كَوَطْءٍ ; لِأَنَّهُ عَزْلٌ أَشْبَهَ عَزْلَ سَائِرِ الْوُكَلَاءِ.

Наделение полномочиями жены или кого-либо еще в том, что касается развода, становится недействительной, если муж отменяет свое решение, или совершает то, что говорит об отмене, вроде полового акта. Поскольку это считается снятием с должности, которое подобно снятию с должности любых других представителей.

(وَلَا تَمْلِكُ) زَوْجَةٌ (بِهِ) أَيْ: بِقَوْلِ زَوْجِهَا لَهَا: طَلِّقِي نَفْسَكِ (أَكْثَرَ مِنْ طَلْقَةٍ وَاحِدَةٍ)

Если муж скажет: «Разведи себя сама», — то жена будет иметь право только на один развод.

(إلَّا إنْ جَعَلَهُ) أَيْ: الْأَكْثَرَ مِنْ وَاحِدَةٍ (لَهَا) فَتَمْلِكُ مَا جَعَلَهُ لَهَا ; لِأَنَّ الْحَقَّ لَهُ فِي ذَلِكَ. وَإِنْ قَالَ لَهَا: طَلِّقِي نَفْسَكِ ثَلَاثًا فَطَلَّقَتْ نَفْسَهَا وَاحِدَةً أَوْ اثْنَتَيْنِ وَقَعَتْ ; لِأَنَّهَا مَأْذُونَةٌ فِيهِ

Если только он не наделит ее правом больше, чем на один развод. — В таком случае она будет иметь право на столько разводов, на сколько он передаст ей полномочия, потому что это относится к его правам. И если он скажет ей: «Разведи себя трижды», а она развела себя один или два раза, то совершенное ею будет засчитано, так как она сделала то, что было ей разрешено.

وَإِنْ قَالَ: طَلِّقِي نَفْسَكِ فَقَالَتْ: أَنَا طَالِقٌ إنْ قَدِمَ زَيْدٌ لَمْ تَطْلُقْ بِقُدُومِهِ ; لِأَنَّ إذْنَهُ انْصَرَفَ إلَى الْمُنَجَّزِ فَلَمْ يَتَنَاوَلْ الْمُعَلَّقَ.

Если он скажет ей: «Разведи себя сама», — а она скажет: «Я разведена, как только прибудет Зейд», — она не станет разведенной с его прибытием, потому что разрешение на развод переходит к разводу непосредственному и не относится к обусловленному.

(وَتَمْلِكُ) زَوْجَةٌ (الثَّلَاثَ) أَيْ: أَنْ تُطَلِّقَ نَفْسَهَا ثَلَاثًا (فِي) مَا إذَا قَالَ لَهَا زَوْجُهَا (طَلَاقُكِ بِيَدِكِ)

Также жена получает право развести себя трижды, если муж сказал ей: «Твой развод в твоих руках».

(وَ) تَمْلِكُ أَيْضًا الثَّلَاثَ (فِي وَكَّلْتُكِ فِيهِ) أَيْ: فِي طَلَاقِكِ أَوْ فِي الطَّلَاقِ

РАЗВОД В ИСЛАМЕ

Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний об этом может привести к действиям, прекращающим никях, даже если супруги сами не подозревают об этом и будут продолжать жить, совершая при этом большой грех

Развод бывает двух видов:

Однозначный – при этом муж произносит слово, имеющее одно значение не зависит от намерения. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае произошел развод независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.

А также считается разводом, если мужчина на вопрос: «Ты сейчас развелся со своей женой», ответит: «Да».

Смысловой – при этом муж произносит слово с намеком – зависит от намерения. Примеры: мужчина говорит своей жене: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна»,  или «Выйди вон», «Уезжай» или «Ты свободна». Если у него было намерение развестись, то данные слова являются разводом, иначе не являются.

Свободный мужчина может развестись с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время,  так и одновременно. Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «ты разведена», и его намерение при этом было – что это троекратный развод. В этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в её отсутствии.

После трехкратного развода, мужчина уже не может вновь жениться на бывшей жене, пока не произойдут следующие пять условий:

  1. Прошел срок её ‘идда после развода с бывшим мужем.
  2. Вышла замуж за другого мужчину.
  3. С новым мужем был совершен половой акт.
  4. Был развод со вторым мужем.
  5. Прошел ее срок ‘идда после развода со вторым мужем.

По этому вопросу все Исламские ученые имеют единогласное мнение. Если мужчина повторяет жене три раза подряд слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.

Развод «с условием» также считается действительным. Например, если муж скажет жене: «Ты разведена, если пойдешь к соседке», то при выполнении условия, то есть когда  она пойдет к соседке, их брак нарушится. А если муж говорит жене: «Ты разведена», то этот развод не связан с какими-либо условиями.

Если муж все-таки хочет развестись, то необходимо  различать следующие три вида развода:

Развод по сунне – когда мужчина дает своей жене развод в чистом периоде,  в котором не был совершен половой акт.

Развод-бид‘ий (является грехом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.

Развод, который не является ни Сунной и ни бид‘ий:

— Если мужчина разводится с его женой, во время её беременности.

—   Если вообще не имел с ней половых отношений.

Примечание: если один из супругов отступил от Ислама, то их брак нарушается в том случаи между супругами еще ни разу не было полового акта. А также никах нарушается, если был половой акт, но вероотступник не вернулся в Ислам до истечения срока аль-‘идда.

Условия для матери

Однако ребенка, пусть и маленького, не всегда передают матери. Дело в том, что для того, чтобы быть достойной воспитывать своего сына или дочь, женщина должна соответствовать нескольким параметрам. Древний правовед аш-Шафии писал, что мать в обязательном порядке должна являться мусульманкой, находиться в здравом уме, быть честной, а также она не должна быть замужем за кем-либо, кто является для нее махрамом. Махрамом в исламе называется близкий родственник.

Известный богослов Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх добавлял, что женщина также должна обладать крепким здоровьем, которое позволит ей уделять достаточное внимание детям, не иметь дурного нрава и вести пристойный образ жизни. Кроме того, как утверждал богослов, дети не могут передаваться матери, которая не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне

В противном случае детей забирает к себе отец.

Условия развода у мусульман

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.
Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула. Развод у мусульман — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

Суть развода у мусульман заключается в том, что он порицаем, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может продолжать супружеские отношения с ней, то он вправе дать ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
1. Нельзя давать мусульманке развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод. 2. Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет. Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет. Сказал Всевышний Аллах: О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок…(Сура Развод, 65:1) Сказал Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими): «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо когда вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте развод, когда у нее менструации завершатся». Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Например говорить: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя». (Сура «Развод», 65:1) Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный». (Сура «Корова», 2:229)

Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).

В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы. 

Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание. Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.

Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: 

اسْتَهِمَا عَلَيْهِ

Тяните жребий

Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

Тогда Пророк ﷺ сказал:

هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ

Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).

Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.

Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.

Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой. В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья

Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы

В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.

Пошутил о разводе

Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».

Поскольку практика разводов в шутку – явление, имевшее место задолго до современного Ислама, Всевышним Аллахом был ниспослан аят, в котором сказано: «Не считайте знамения Аллаха шуткой» (2:231).

Дал развод будучи в алкогольном опьянении

Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».

В случае с разводом, данным в состоянии алкогольного опьянения, важно учитывать то, как человек вошел в это состояние: если такое состояние наступило в результате потребления продуктов дозволенных и естественных, то ученые придерживаются мнения, что развод такого человека не будет считаться действительным. А если человек опьянел в результате употребления запретных продуктов, то его развод будут считать действительным

Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики.

Развод данный по принуждению

Случай, когда развод сделан под угрозой увечья или смерти, будет считаться недействительным — такого мнения придерживается большинство ученых, поскольку человек не хочет делать этого, а его заставляют. Доказательством такого положения можно считать слова Всевышнего Аллаха Священной Книге Коран: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но сохранял в сердце приверженность к вере. Гнев падет на того, кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» (16:106). Муж, который под угрозой жизни или здоровью согласился на развод, может вернуться к своей супруге без каких-либо препятствий. Также доказательством этого, может служить хадис Пророка Мухаммеда ﷺ, в котором сказано: «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия».

Развод данный при смерти

Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»

Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал: 

«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).

Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.

Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.

Условия для развода и расторжения никаха

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Виды развода в исламе

В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:

  • предварительный;
  • полный;
  • окончательный.

Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.

Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.

Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.

Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.

Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.

Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.

Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.

Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.

Расторжение брака с детьми

Если инициатор развода жена, то даже трое детей не смогут остановить её в этом порыве. По российскому закону расторжение брака с детьми проходит с судебной инстанции (ст. 21 СК РФ). Женщине законодательство не запрещает подавать на развод при любых обстоятельствах (беременной или нет), а мужчина не сможет стать инициатором разрыва без согласия жены, если она находится в периоде ожидания малыша или в семье уже есть малютка до года.

При (один, двое, трое и более) есть главные вопросы, которые нужно решать. Они складываются из таких составляющих:

  • выплата алиментов, включая содержание бывшей жены (денежная помощь), воспитывающей ребёнка до 3-х лет;
  • определение места жительства воспитанников;
  • разделение имущества.

Разводятся не только молодые пары. Развод после 50 лет по инициативе женщины тоже нередкое явление. Причины всё те же – невежество, обман, насилие и безразличие. К тому же, если ранее женщина переживала о том, что детям нужен отец, то находясь в таком возрасте, многодетные мамы, у которых трое и более детей, уже не боятся остаться одни. Дети выросли, стали на ноги, не требуют опеки, поэтому считают, что развод по инициативе жены не так уж и страшен. Психологи говорят: «Одиночество – это лучше, чем семейная жизнь, превратившаяся в пытку».

Статистика разводов, где инициатор жена

Статистика разводов в России за последние 3-5 лет показывает, что процент разводов по инициативе женщин в России колеблется на уровне 80-85%, т. е. чуть больше 3/4 всех зарегистрированных случаев расторжения брака. Если хранительница семейного очага хочет развестись, вполне вероятно, что проблемы в доме давно нагнетаются, ухудшаются и разрастаются в течение достаточно длительного времени. Большинство женщин по своей природе очень лояльны и позволяют проблемам нарастать в течение длительного времени прежде, чем перестанут терпеть, стараясь пережить сложный период, и начнут действовать. Рассмотрим, почему большинство разводов в РФ происходит по инициативе женщин и какие причины внутри семьи могут способствовать расторжению брака невзирая на наличие ребенка:

  1. Физическое и эмоциональное насилие со стороны мужа или его алкогольная зависимость.
  2. Измены.
  3. Неудовлетворенность и разочарование от отношений. Это происходит из-за отсутствия романтики, здорового общения и поддержки, а также присутствия безразличия или невежества мужа.
  4. Отсутствие финансовой безопасности.

Такая статистика разводов в России по инициативе женщин может быть объяснена тем, что дам в своём желании развестись не останавливает даже скорое появление ребёнка, настолько сильно бывают задеты их чувства. Они считают, что проще пережить развод, чем мучиться всю жизнь. Именно поэтому 80 % разводов в РФ происходит по инициативе женщин – мужчинам проще закрыть глаза на проблемы в семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector