Закон о вывозе мусора

Содержание:

Реализация мусорной реформы в России

Теми условиями, благодаря которым мусорная реформа сможет реализовать улучшение экологической ситуации в каждом отдельно взятом субъекте, является рациональный сбор и сортировка отходов гражданами, а также наличие контейнеров для раздельного сбора мусора.

Со слов эксперта ОНФ, у правительства России в планах ввод строгого контроля за исполнением всех норм нового закона «Об отходах производства и потребления» для того, чтобы во всех регионах искоренить случаи нелегальных свалок .

«Для этого будет направлен в правительство запрос о назначении должного наблюдения за развитием реализации реформы в сфере обращения отходов по всем субъектам федерации. Всем людям должно стать понятно происхождение того или иного мусорного объекта, на который Минприроды России получило допуск на обслуживание.

Благодаря новым технологиям и существующим программам будет создаваться унитарная информационная система, которая будет высвечивать, какие субъекты имеют статус «зеленой зоны», это значит, что у них нет серьезных трудностей в проведении закона обращения с мусором, а какие – «красной», здесь уже необходим контроль и оказание помощи».

Контейнеры для раздельного сбора отходов

О важности и необходимости раздельного сбора мусора вопросов не возникает. У нас в России в некоторых городах уже введен раздельный прием мусора

Одежда в один контейнер, пластик в другой, пищевые отходы в третий. И такие контейнеры заложены в тарифы новой реформы.

Только у нас привыкли к коррупции, и никто не даст гарантии, что кампании, обслуживающие полигоны, действующие по “серой” схеме, не продолжат просто сваливать отходы в котлованы.

Начало реформы уже можно наблюдать в действии. По всей стране устанавливаются “правильные” контейнеры для раздельного сбора мусора, на баки наносятся наклейки с указанием вида отходов.

Постройка новых заводов

В ближайших планах в России построить 25 мусоросжигающих заводов стоимостью 600 млрд рублей. Этот проект обязалось выполнить объединение «Ростеха», ВЭБа и «Росатома», сообщает РБК.

В России два вида заводов: мусоросжигающие и мусороперерабатывающие. Мусоросжигающих заводов всего порядка 10 штук. Объем отходов, который они могут переработать, всего 2%.

Строить новые просто необходимо! Мусорный коллапс уже назрел очень давно, даже если мы все дисциплинированно начнем разделять мусор, его нужно будет где-то
утилизировать.

Мусоросжигательные заводы

Способ работы этих предприятий откровенно варварский. Это не только очень дорогая технология, но и очень опасная для экологии. В воздух попадают опасные для здоровья людей вещества: ртуть, диоксины, кадмий, и т.д. А то, что не сгорело, везут на ближайшие свалки, где эти отходы продолжают отравлять округу на многие километры. Этот способ переработки отходов применяется только у нас в стране.

Если взять для сравнения Европу, то просто поражает, на каком уровне там технологии переработки мусора такими заводами. Они там в больших количествах, зачастую находятся в черте города. Благодаря мощнейшим фильтрам, они бесшумные, ничего не загрязняют и получают много энергии от переработки отходов, за счет этого население имеет дешевое отопление своих квартир.

Такой завод – это мини-теплоэлектростанция, в качестве топлива использующая ТБО (твердые бытовые отходы). К этим стандартам мы и должны стремиться!

Мусороперерабатывающие заводы

Мусороперерабатывающие заводы у нас тоже есть, их порядка 250. Но они, к сожалению, имеют узкую специфику к переработке чего-то одного: макулатуры, стекла, металла, пластика, резины и т. д.

Подобные заводы способны получать на выходе новые материалы и всем известные вещи для хозяйства: туалетную бумагу, пластиковые емкости, пластмассовые трубы, ковши, ассортимент нетканых материалов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, не задумываясь о их происхождении.

И вот работа этих мусороперерабатывающих заводов зависит от нас с вами. Наш осознанный подход к домашней сортировке отходов приведет нас к гораздо более экологичному существованию в своем отдельно взятом населенном пункте.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”

17 декабря 2018

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — территориальная схема).

Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департаментагосударственной политики и регулированияв сфере охраны окружающей средыи экологической безопасности  А.В. Колодкин

Законодательная база: поправки к закону

На законодательном уровне установлено, что региональное правительство должно согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных предприятий, а также полигонов. Каждый субъект установит самостоятельно, какой объем отходов требуется собирать раздельно.

Согласно изменениям, внесенным в закон, каждый магазин и домохозяйство вправе, не имея лицензии заниматься накоплением отходов. Домохозяйства наделены правом реализации вторсырья напрямую, а владельцы производства получают возможность наладить систему специализированного сбора.

Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая определяет участие организаций в различного рода мероприятиях по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Новые понятия: Сбор отходов, Твердые бытовые отходы и Твердые коммунальные отходы

К твердым бытовым отходам (ТБО) относится весь мусор, который накапливается в любой квартире на ежедневной основе. К этому виду отходов относятся пищевые и синтетические остатки. Отходы бывают биологическими и небиологическими (бытовой мусор).

К твердым коммунальным отходам (ТКО) относится весь мусор, который накапливается на жилых объектах в результате деятельности людей, включая товары потребления, которые потеряли со временем свои свойства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года).

К ТКО относят бытовые отходы ИП и юридических лиц.

Порядок реализации мусорной реформы

Основные обязанности по выполнению принятого законопроекта были возложены на регионы. Местные власти в установленный срок должны выполнить следующие действия:

  • разработать территориальный план обращения с отходами;
  • подготовить региональную программу по обращению с отходами;
  • организовать проведение конкурса для выбора местного оператора по обращению с ТБО.

На разработанном плане должно отражаться текущее положение с ТБО в регионе. В общем виде это карта, на которой обозначены места хранения отходов, предприятия, организующие их переработку, маршруты утилизации. Карта содержит много мелких деталей, в том числе указываются все установленные контейнеры для сбора отходов, рассчитывается время, в течение которого он заполняется, а также регулярность его опорожнения.

Программа обращения с отходами составляется индивидуально для каждого региона. Однако общая концепция заключается в переходе от складирования мусора, как самого распространенного способа его утилизации, к переработке.  В программу закладываются планы по организации мест по переработке, а также созданию специализированных заводов. В случае необходимости могут быть оговорены условия сотрудничества с соседними регионами.

В ходе определения подрядчика по работе со всеми отходами в регионе определяется одна или несколько организаций, которые будут реализовать программу в сфере транспортировки, складирования и утилизации мусора.

Причины кардинальных изменений закона о мусоре

До реформы вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) являлся услугой по содержанию общедомового имущества. Поэтому требования по оказанию этой услуги регулировались жилищным законодательством. Собственники помещений многоквартирных домов с учетом предложений управляющей организации, либо правления ТСЖ, на общем собрании устанавливают стоимость содержания общего имущества, которая включает в себя и цену на вывоз ТБО.

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора.

Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться. С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом. Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики. Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Возникающие проблемы и протесты против введения мусорной реформы

Последние новости гласят, что в ходе реализации мусорной реформы возникает немало проблем, решать которые предстоит в 2020-ом году. Это, прежде всего, законодательная и техническая неготовность большинства регионов. Так, закон предусматривает возможность дополнений, но пока они не используются. Во многих субъектах отсутствуют оснащение и оборудование, необходимые для организации процессов рационального обращения с мусором.

Не везде установлены окончательные тарифы, и в 2020-ом году они могут меняться. В некоторых городах реформа пока не реализуется, из-за чего отходы по-прежнему утилизируются не по правилам, и ситуация продолжает усугубляться. Есть и субъекты, в которых организация полигонов не приветствуется населением, так как планируется рядом с жилыми районами или в природоохранных зонах. Многие не соглашаются с чрезмерно завышенными ценами. Кроме того, в сельских местностях услуги становятся ненужными и навязываемыми принудительно, так как жители утилизируют отходы самостоятельно.

В 2019-ом прошло немало митингов и пикетов против введения реформы. Вероятно, протесты продолжатся и в 2020-ом году, если регулирование и регламентирование обращения с бытовыми отходами не усовершенствуются и не изменятся с учётом потребностей россиян.

Мусорная реформа продолжится в 2020-ом году и, вероятно, приведёт к переменам к лучшему. Но для рационального обращения с мусором федеральным и региональным властям придётся приложить немало усилий.

Кто и как формирует тарифы

В 2019 году в России начал действовать Закон от 31.12.2017 №503-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон об отходах от 24.06.98 № 89-ФЗ. Он стал законодательной основой для проведения, так называемой, «мусорной реформы» в стране. Все вопросы, связанные со сбором и утилизацией мусора и твердых отходов, решают региональные операторы, регистрируемые и контролируемые местными властями. Они же определяют стоимость оказываемой услуги.

С введением Закона коренным образом изменяется система оплаты физическими и юридическими лицами вывоз мусора. Если прежде такие платежи входили в состав общих коммунальных услуг (строка «Содержание и ремонт жилья»), то теперь «мусорные расходы» становятся самостоятельной услугой и на них выписывается отдельная квитанция — новая строка расходов в платежке.

Мнение эксперта
Валерия
Юрист
и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

Размер платежа (тариф) определяется регионами самостоятельно, но расчет должен производиться с каждого человека, а не с квадратных метров, как было раньше.

Сумма определяется с учетом нормативов накопления мусора, устанавливаемых отдельно для каждого субъекта РФ. Они различны для разных категорий жильцов (жители многоэтажек, владельцы частных домов, дачники).

Тариф устанавливается региональными операторами, но регулируется местными властями. Может утверждаться единый тариф региональных операторов или разрешаться несколько различных тарифов.

Для исключения появления необоснованных нормативов, при их определении должны учитываться положения следующих документов:

  1. Методические указания, определенные приказом Минстроя РФ от 28.07.2016 №524.
  2. Правила учета, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505.
  3. Правила оказания услуг согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
  4. Директивные письма ФАС РФ от 27.07.2018 №ВК/58887/18.
  5. Положения, утвержденные местными законодательными органами и властями.

Единый тариф региональный оператор рассчитывает с учетом приказа ФАС РФ от 21.11.2016 №1638/16 (приложение 4). Однако максимальный уровень устанавливают местные власти на основании Закона №89 (п.2 ст.24).

Основания для расчетов

Расчет тарифов должен основываться на конкретных исходных данных, определяемых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:

  • число жильцов в доме, квартире;
  • общая жилплощадь;
  • общая площадь многоквартирного дома;
  • норматив накопления отходов для данного района;
  • статистика вывоза мусора с данной территории (количество контейнеров, общий объем).

В окончательном виде тариф учитывает расходы на сбор, вывоз и утилизацию мусора; экологические налоги; затраты на развитие мусороперерабатывающей системы.

В качестве примера можно привести порядок расчета, принятый в Московской области.

Используется формула: С=SxT (No+Nг), где

  • С — стоимость вывоза мусора;
  • S – общая жилая площадь;
  • T – утвержденный тариф;
  • No – норма накопления бытовых отходов;
  • Nг – норма накопления крупногабаритных отходов.

При этом на 2019 год Т устанавливается Постановлением Минэкологии Московской области от 02.10.2018 №607-РМ; Nо установлен в размере 0,087 м3/м2, а Nг – 0,027 м3/м2.

Региональные операторы

В соответствии с Законом №89 (п.1 ст.24) все права и обязанности по вывозу мусора и твердых отходов передаются региональному оператору. Им может стать только юридическое лицо в статусе Фонда (ч.1 ст.178 ЖК РФ). В регионе разрешается иметь одного или нескольких операторов.

Выбор оператора в соответствии с п.5 ст.24.6 Закона №89 осуществляют местные власти на конкурсной основе. Максимальный срок его деятельности ограничен и составляет 10 лет. После этого проводится новый конкурс. Контроль работы регулятора и его тарифов возлагается на муниципальные органы (РЭО и администрация региона). Они имеют право проводить регулярную проверку соблюдения правил работы с отходами, а также финансовой деятельности организации.

Пользователи услуги должны заключать договор с оператором на вывоз мусора. В многоквартирных домах он подписывается Товариществом собственников или обслуживающей компанией от лица жильцов. Частные домовладельцы заключают персональные соглашения. Этот документ регламентирует права и обязанности оператора и пользователей.

Можно ли оспорить повышение тарифов

Закон дает такое право, если оператор допускает необоснованное повышение стоимости услуг. Он обязан рассчитывать тарифы на основании вышеизложенных документов. Если стоимость завышена, то действовать надо в таком же порядке, как и при оспаривании иных коммунальных услуг. Для этого предусмотрено обращение в прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и суд.

Цели и задачи «мусорной реформы»

Проведение «мусорной реформы» в России назрело давно. Целью введения новых изменений, предусмотренных Законом №503 стало улучшение экологической обстановки и уменьшение количества свалок мусора. Задачей реформы становится обеспечение своевременного вывоза отходов, их безопасной утилизации и переработки

Для этого важно повысить эффективность соответствующих организаций на местах

Решение задач планируется обеспечить следующими путями:

  1. Передача организационных полномочий в регионы. Муниципалитетам разрешено самим разрабатывать схему обращения с отходами. Задачей же федерального уровня становится обеспечение необходимого финансирования.
  2. Привлечение единого регионального оператора или ограничение их количества. В регионе остаются только организации, способные работать эффективно. Ограничивается срок их полномочий, а выбор проводится на конкурсной основе.
  3. Изменение схем избавления от мусора. Предусматривается четкая организация работ одним оператором – от сбора отходов до полной их переработки или безопасной утилизации.
  4. Изменение оплаты вывоза мусора, что призвано оптимизировать получение и расход получаемых платежей.
  5. Обеспечение контроля за деятельность оператора со стороны местных властей. Возможность лишения его статуса при обнаружении существенных нарушений.

В соответствии с новыми положениями обращение с мусором теперь должно строиться на договорной основе. Региональные исполнительные власти заключают договор с оператором, а он – с непосредственными пользователями услугой.

Какие регионы участвуют, какие получили отсрочки

На начало 2020 года в «мусорную реформу» вошли 70 из 85 субъектов Российской Федерации. Еще шесть регионов сообщили, что все необходимые процедуры выполнят в течение первого квартала. А девять субъектов – взяли отсрочку до 2020 и 2022 годов.

Это:

  1. Владимирская область
  2. Еврейская автономная область
  3. Забайкальский край
  4. Курганская область
  5. Ненецкий автономный округ
  6. Омская область
  7. Приморский край
  8. Республика Марий Эл
  9. Хабаровский край

В регионах свою неготовность объяснили тем, что на их территории нет необходимой инфраструктуры и прежде всего полигонов. Например, в Приморье на момент вступления в силу поправок «мусорной» реформы ближайшие точки для вывоза отходов находятся в 300-400 километрах от административных центров. Во Владимирской области власти не смогли определиться с региональным оператором, антимонопольная служба трижды вмешивалась и отменяла результаты конкурса.

Кроме того, в некоторых проблемных регионах оказалась не подготовлена документационная база, а также не начаты процедуры строительство сортировочных и перерабатывающих объектов.

Незадолго до начала 2020 года процесс адаптации к «мусорной реформе» ускорила Генеральная прокуратура, инициировавшая проверки из-за информации о срывах в субъектах в части утверждения территориальных схем.

В итоге в новый год большинство регионов вошли и с утвержденными схемами, и с выбранными региональными операторами. Однако в большинстве регионов первые месяцы сопровождались вспышками активности населения и неприятием реформы. Большая часть недовольства пришлась на утвержденные регионами тарифы, которые значительно отличались от прежней платы за вывоз мусора. Местные региональные парламенты начали готовить обращения в Госдуму и правительство РФ с просьбой выступить в качестве регулятора ситуации.

В апреле 2020 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание федерального правительства на то, что тарифы на вывоз мусора должны находиться на контроле и не должны расти

Изменения в программе на 2021 год

14 января 2019 году Указом Президента Путина В.В. создан новый орган – Российский Экологический Оператор. Целью деятельности является защита здоровья населения и окружающей среды, вторичная переработка, создание новых высокотехнологичных предприятий по переработке и утилизации мусора, а также привлечение инвестиций в эту отрасль.

Самым существенным изменением законодательства о регулировании вопросов по обращению с ТКО связаны с тарифами на услугу. Мусорная реформа, введенная 1 января 2019 года, сразу дала сбой. Большое количество людей отказались платить за вывоз мусора. Причиной отказа стало в основном недовольство высокими тарифами.

Правительство РФ решила проблему принятием Постановления от 29.10.2019 №1386. Новый нормативно-правовой акт сделал систему расчета тарифов более простой и прозрачной. Итогом явилось значительное снижение стоимости услуги.

02 июля 2021 года принят ФЗ №356, которым внесены изменения в положения мусорной реформы:

  • усовершенствован процесс учета коммунальных отходов;
  • изменен контроль за обращением отходов I и II классов опасности;
  • введена схема разработки и утверждения инвестиционной программы оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
  • изменения коснулись транспортировки отходов;
  • введение процедуры передачи отходов I и II классов опасности федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с такими отходами.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Ещё один способ экономии — это раздельный сбор мусора. Если на общем собрании жильцов многоквартирного дома будет принято решение о раздельном сборе мусора и будут созданы для этого необходимые условия, то в договоре с оператором можно предусмотреть оплату не за количество проживающих человек, а за фактический объём вывезенного мусора в тоннах или кубических метрах. В результате применения такого подхода экономия может составить до 50%. Однако ещё не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура для переработки отсортированного мусора.

Что будет с мусорными полигонами

К полигонам для утилизации мусора появятся повышенные требования. Они будут представлять собой сооружения из нескольких уровней, не представляющие угрозу окружающей среде.

Плотный слой отходов будет чередоваться со слоем специальных материалов, для исключения контакта с почвой или водой в грунте. Также будут установлены трубки для сбора выделяющихся газов при разложении отходов.

Свалки, которые не соответствуют стандарту, подлежат закрытию или модернизации. На закрытых полигонах будет проводиться рекультивация. Через определенное время на их месте будут разбиваться парки, общественные зоны.

Закон о мусорной реформе — инициатива отложена для городов федерального значения и некоторых регионов

Мусорная реформа 2019 года распространяется на всю Россию. Однако определенные послабления города федерального значения и некоторые регионы все-таки получили — это произошло на основании федерального закона «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483.

Закон скорректировал положения ст. 29.1 ФЗ № 89, согласно которым внедрение мусорной реформы может быть отложено:

  • на территории Москвы — допускается использование ранее созданных объектов размещения ТКО до 01.01.2025 (п. 1);
  • на территории Крыма и города Севастополя — полигоны для размещения отходов, созданные до того, как Крым и Севастополь вошли в состав России, и не включенные в госреестр объектов размещения отходов, могут использоваться до 01.01.2020 (п. 2).

Кроме того, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут не исполнять положения мусорной реформы до 01.01.2022 — в течение трех лет плата за вывоз и утилизацию отходов по-прежнему может включаться в состав расходов за содержание жилых помещений. При этом городские власти наделены правом самостоятельно разработать поэтапный план внедрения мероприятий, направленных на формирование системы по обращению с ТКО. Такая же привилегия предоставляется органам региональной власти (в Москве, Санкт-Петербурге и Крыму), если по каким-либо причинам они не могут определить единого оператора по работе с мусорными отходами (пп. 5, 7).

Предназначенные для размещения ТКО полигоны, введенные в эксплуатацию до начала 2019 года, но не имеющие всей необходимой документации, могут использоваться по прямому назначению до 01.01.2023 при условии наличия соответствующего разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора.

***

Итак, вступление в силу мусорной реформы с 1 января 2019 года существенно повлияло на жизнь граждан. Изменился порядок исчисления платы за утилизацию мусора, а сам платеж внесен в список коммунальных. При этом в ряде регионов РФ, а также городах федерального значения мусорная реформа пока не применяется либо применяется частично.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Коммунальные услуги».

Что представляет собой мусорная реформа в РФ

С наступлением 2019 года в каждом городе и регионе нашей страны приступят к работе операторы, которые возьмут на себя все задачи, связанные с переработкой мусора. Операторы будут производить сбор, организовывать вывоз и утилизировать ТБО.

Каждый оператор будет нести ответственность за отведенную ему территорию согласно законодательству РФ. Отбор операторов будет проводиться на конкурсной основе. В конкурсе будут принимать участие многие предприятия (об этом мы писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/operatory/).

Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

С 1 января 2019 года переработка ТБО будет являться коммунальной услугой, поэтому тарифы будут регулироваться государством. Позиция за мусор будет выделена отдельной строкой в платежных документах.

Отказаться от вывоза и утилизации мусора невозможно. Услуга является обязательной. Все предприятия, в том числе ИП и юридические лица, а также собственники жилых помещений обязаны заключить договор с местным оператором, который осуществляет вывоз ТБО (статья 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывоз мусора в частном хозяйстве

Если ТБО уходят в строящийся фундамент, то каждый владелец загородного дома, дачи коттеджа обязан вносить плату по соответствующим тарифам.

Даже если дом находится за пределами города в деревне или отрезан от мира и построен на берегу реки, в любом случае собственник обязан платить за вывоз и переработку мусора.

Тариф за переработку ТБО будет рассчитан исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении. Для домов, которые находятся за городом, будет установлен один коэффициент, для городских квартир другой, а для коттеджей и дач – третий.

Более того, льготы на оплату мусора будут действовать только для тех лиц, которые получают льготы на оплату других ЖКУ.

Садоводческие общества должны заключить также соглашение с региональным оператором. Плата будет рассчитана исходя из количества членов объединения. Если дачный домик имеет статус жилого строения, то ее владелец вправе самостоятельно решить, заключать ему договор с оператором или договориться с самим садоводческим обществом.

В среднем граждане, проживающие одни, будут платить от 200 до 400 рублей, а семьи, состоящие из нескольких человек, отдадут от 600 до 1400 рублей в месяц.

Возраст, с которого граждане обязаны платить за услугу утилизации мусора, пока на законодательном уровне не определен.

Если не платить за вывоз мусора

Если договор не заключен, это не повод не платить за вывоз ТКО. Компания не имеет оснований отказать потребителю в обслуживании, следовательно, платить придется. Когда человек отсутствовал более пяти суток, можно обратиться за перерасчетом.

При игнорировании требований, по истечении 4-6 месяцев, организация, предлагающая услуги имеет все основания обратиться в суд.

К должнику применяются следующие меры:

  • удержание денег из заработной платы;
  • пенсии;
  • накладывается арест на недвижимость;
  • продажа имущества для компенсации долга;
  • запрет выезда за границу.

На основании принятого решения суда, погасить задолженность нужно в пятидневный срок, в противном случае будет накапливаться исполнительный сбор в виде пенни.

Оплатить можно через почтовые отделения, личный кабинет, банки, терминалы оплаты. Чтобы избежать долгов за коммунальную необходимо оплачивать вовремя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector